Top.Mail.Ru

Несмотря на проект постановления о внесении правок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», в финальную редакцию не вошел невозвратный вид бронирования. Как в итоге работать такими тарифами, чтобы избежать споров с гостями, ответила гостиничный юрист Анастасия Королева.

  • Более 13 лет успешной практики.
  • Правовое сопровождение гостиничных проектов любой сложности: от отельных сетей до хостелов.
  • Автор курса для отельеров в международном университете Swissam, Hotel Business Academy и HoReCa Training.
  • Спикер на Hotel Business Forum и других мероприятиях для отельеров, а также автор юридических рубрик в отраслевых изданиях для Horeca.

Что такое невозвратный тариф

Невозвратный тариф — это вид бронирования со скидкой. Его отличие в том, что гость не сможет потребовать возврат своих денег при отмене брони или незаезде без уважительной причины.

Невозвратный тариф в отеле: законы и правила возврата
По невозвратному тарифу гостю не возвращаются деньги, если он отменил бронь без веской причины

Отели и онлайн-агрегаторы давно предлагают туристам номера по сниженной цене без возможности вернуть деньги при отмене брони. Но в отличие от железнодорожных и авиабилетов, в объектах размещения это просто маркетинговый инструмент для стимуляции загрузки, не закрепленный законодательно. То есть все тарифы в российских отелях по умолчанию были возвратными.

Даже если гость оплатил номер по сниженной цене с пометкой «стоимость не возвращается», а потом отменил бронь, с юридической точки зрения отель обязан был вернуть деньги. В случае отказа гость мог обратиться в суд и закон был на его стороне.

Отелю приходилось возмещать средства за не оказанную услугу, за вычетом фактических расходов. Например, заказ диетического питания или украшение номера по особому случаю — это фактические расходы, за которые отель имел право удержать с гостя оплату. Упущенная отелем выгода из-за простоя номера в перечень таких расходов не входила.

Какие бывают типы бронирования

В российской гостиничной практике используется два типа бронирования: негарантированное и гарантированное. От типа бронирования зависит:

  • обязан объект размещения держать номер до приезда гостя или нет;
  • может ли объект размещения не возвращать оплату в случае незаезда.

Негарантированное бронирование происходит без предоплаты. Гость оставляет заявку на сайте отеля или агрегатора, но не подтверждает ее платежом. В таком случае отель удерживает номер только до определенного времени. Как правило, до 18:00 или 19:00 дня заезда, но у каждого отеля свои условия. Если гость не приехал до указанного времени и не предупредил о задержке, бронь аннулируется без каких-либо штрафов.

Некоторые гости бронируют несколько номеров в разных отелях, чтобы выбрать потом. В итоге они могут отменить брони в день заезда или просто не приехать. Шансы сдать номер в последний момент невелики, поэтому часто такие номера простаивают и отель терпит убытки.

Вице-президент РСТ и управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин отметил, что гости отменяют бронь в 2-3% случаев. Это составляет около 20 млрд рублей. недополученной прибыли в год для объектов размещения и до 4 млрд рублей потерь для государственного бюджета от налога на прибыль.

Гарантированное бронирование происходит по частичной или полной предоплате. В этом случае отель обязан держать номер до расчетного часа суток, следующих за датой запланированного заезда. 

Если гость отменяет бронь позже времени, указанного в правилах бронирования, опаздывает более чем на сутки или вовсе не заезжает, отель вправе удержать стоимость проживания за первые сутки. Остальные деньги нужно вернуть (пп. а п.16 Постановления 1853 от 18.11.2020).

В правительстве обсуждали вопрос установления невозвратных тарифов в объектах размещения, как в авиаперевозках. Его суть в том, чтобы гости могли бронировать номера дороже, но с возможностью отмены брони, или дешевле без права возврата денег. Размер невозвратной предоплаты может составить любой процент от стоимости проживания. 

Как работает невозвратное бронирование:

  1. Гость бронирует номер на определенное количество ночей, заранее оплачивает его или гарантирует бронь банковской картой. 
  2. Заселиться в забронированный номер гость может вплоть до последних оплаченных суток. Отель не сможет сдавать этот номер другому постояльцу, в отличие от бронирования по возвратному тарифу. 
Невозвратное бронированиеВозвратное бронирование
Цена ниже из-за более строгих условийЦена выше
При отмене деньги гостю не возвращаютсяПри отмене деньги гостю возвращаются частично или полностью
В случае незаезда номер закреплен за гостем до последних суток брониВ случае незаезда через 24 часа отель может сдать номер другому постояльцу

Что изменилось в 2025 году

В мае Госдума приняла законопроект, который позволяет вводить различные виды бронирования в отелях. В июне соответствующий закон подписал Владимир Путин. Но предусмотренный в проекте невозвратный вид бронирования в финальную редакцию постановления не вошел.

Это значит, что на начало 2026 года условия не меняются:

  • если гость отменяет бронирование до дня заезда, отель обязан вернуть ему плату в полном размере;
  • если гость сообщает об отмене брони с опозданием или не заезжает без предупреждения, отель вправе удержать с него плату за номер или место в многоместном номере за 1 сутки, но не более. 

Хотя невозвратные тарифы пока не закреплены законодательно, это дает отелям пространство для гибкости. Прозрачные условия, честное информирование и внимание к потребностям гостей помогают повышать доверие и улучшать репутацию, независимо от типа бронирования. А чем выше доверие, тем проще управлять загрузкой и доходом. 

Подпишитесь на журнал «Дело отельера»

Первыми получайте новые статьи, кейсы и полезные материалы.

Бонус за подписку — экспертный отчет «Как сезон 2025 изменил рынок и на что делать ставку в 2026».