Невозвратный тариф в отеле: что изменилось в 2025 году и когда нужно возвращать деньги
- Новости
- 22 октября

Осенью 2025 года обновлен проект постановления о внесении правок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Это постановление должно расширить полномочия правительства по регулированию невозвратных тарифов в гостиничной сфере. На вопросы о том, что такое невозвратный тариф и как работать с новыми нормами, чтобы избежать споров с гостями, ответила гостиничный юрист Анастасия Королева.
Невозвратный тариф — это вид бронирования со скидкой. Его отличие в том, что гость не сможет потребовать возврат своих денег при отмене брони или незаезде без уважительной причины.
Отели и онлайн-агрегаторы давно предлагают туристам номера по сниженной цене без возможности вернуть деньги при отмене брони. Но в отличие от железнодорожных и авиабилетов, в объектах размещения это просто маркетинговый инструмент для стимуляции загрузки, не закрепленный законодательно. То есть все тарифы в российских отелях по умолчанию были возвратными.
Отелю приходилось возмещать средства за не оказанную услугу, за вычетом фактических расходов. Например, заказ диетического питания или украшение номера по особому случаю — это фактические расходы, за которые отель имел право удержать с гостя оплату. Упущенная отелем выгода из-за простоя номера в перечень таких расходов не входила.
В российской гостиничной практике используется два типа бронирования: негарантированное и гарантированное. От типа бронирования зависит:
Негарантированное бронирование происходит без предоплаты. Гость оставляет заявку на сайте отеля или агрегатора, но не подтверждает ее платежом. В таком случае отель удерживает номер только до определенного времени. Как правило, до 18:00 или 19:00 дня заезда, но у каждого отеля свои условия. Если гость не приехал до указанного времени и не предупредил о задержке, бронь аннулируется без каких-либо штрафов.
Некоторые гости бронируют несколько номеров в разных отелях, чтобы выбрать потом. В итоге они могут отменить брони в день заезда или просто не приехать. Шансы сдать номер в последний момент невелики, поэтому часто такие номера простаивают и отель терпит убытки.
Вице-президент РСТ и управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин отметил, что гости отменяют бронь в 2-3% случаев. Это составляет около 20 млрд рублей. недополученной прибыли в год для объектов размещения и до 4 млрд рублей потерь для государственного бюджета от налога на прибыль.
Гарантированное бронирование происходит по частичной или полной предоплате. В этом случае отель обязан держать номер до расчетного часа суток, следующих за датой запланированного заезда.
Если гость отменяет бронь позже времени, указанного в правилах бронирования, опаздывает более чем на сутки или вовсе не заезжает, отель вправе удержать стоимость проживания за первые сутки. Остальные деньги нужно вернуть (пп. а п.16 Постановления 1853 от 18.11.2020).
В мае Госдума приняла законопроект, который позволяет вводить различные виды бронирования в отелях. В июне соответствующий закон подписал Владимир Путин. Информации о невозвратных тарифах в этом документе нет, но он дает право Минэкономразвития регулировать правила предоставления гостиничных услуг, в том числе — определять виды и условия бронирования.
Конкретные условия пропишут в подзаконном акте. Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что невозвратные тарифы в объектах размещения будут устанавливаться, как в авиаперевозках.
В правилах также может быть указана минимальная разница в цене номера по возвратному и невозвратному тарифу.
Как работает невозвратное бронирование:
Невозвратное бронирование | Возвратное бронирование |
Цена ниже из-за более строгих условий | Цена выше |
При отмене деньги гостю не возвращаются | При отмене деньги гостю возвращаются частично или полностью |
В случае незаезда номер закреплен за гостем до последних суток брони | В случае незаезда через 24 часа отель может сдать номер другому постояльцу |
Главная цель легализации невозвратных тарифов — это защита интересов отельеров и их гостей. Рассмотрим, какие преимущества и риски могут быть у новых норм для обеих сторон туристического рынка.
Плюсы невозвратного тарифа для отелей:
Минусы невозвратного тарифа для отелей:
Главный плюс невозвратного тарифа для гостей — возможность сэкономить. Таким образом путешествия станут более доступными. Но выбирая невозвратное бронирование, гость должен быть четко уверен в своих планах. Иначе при отмене или незаезде он рискует потерять всю стоимость бронирования, потому что после изменений в законодательстве оспорить в суде уже не сможет.
Чтобы свести к минимуму возможные минусы невозвратных тарифов для себя и для гостей, отельеры должны корректно прописать правила и условия бронирования на сайте отеля, в модуле бронирования, в ОТА — на любом ресурсе, с которого гость может забронировать номер. Это позволит значительно снизить риск возможных конфликтов и работать в рамках закона.
Описание тарифов:
Невозвратный тариф предусматривает, что гость не сможет вернуть оплату в случае отмены брони или незаезда. Это снижает финансовые риски отелей. Тем не менее в пресс-службе Минэкономразвития уточнили, что предлагают внести условия и порядок возврата средств в особых случаях, чтобы защитить туристов при форс-мажорных обстоятельствах.
Ситуации, когда отель должен вернуть деньги.
Список уважительных причин для возврата денег будет опубликован в подзаконном акте, пока это проект. Еще один важный момент — все основания для возврата денег обязательно должны быть подтверждены документами. Предоставить их нужно в течение полугода с даты уведомления об отказе.
Невозвратные тарифы — не новый инструмент для отельеров, но только в 2025 году зашла речь о его правовой основе. С вступлением в силу новых норм объекты размещения смогут справедливо удерживать оплату в случае отмены брони или незаезда. Однако юридическая определенность не отменяет ответственности. Чтобы избежать споров и репутационных рисков, отелям важно корректно формулировать условия бронирования, указывать тип тарифа в подтверждении, знать перечень оснований для возврата средств. Таким образом, невозвратный тариф должен стать эффективным инструментом для повышения загрузки и финансовой устойчивости объектов размещения, но при условии грамотного его внедрения и внимания к интересам как самих объектов размещения, так и их гостей.
Первыми получайте новые статьи, кейсы и полезные материалы.
Бонус за подписку — экспертный отчет «Как сезон 2025 изменил рынок и на что делать ставку в 2026».