Top.Mail.Ru

Осенью 2025 года обновлен проект постановления о внесении правок в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Это постановление должно расширить полномочия правительства по регулированию невозвратных тарифов в гостиничной сфере. На вопросы о том, что такое невозвратный тариф и как работать с новыми нормами, чтобы избежать споров с гостями, ответила гостиничный юрист Анастасия Королева.

  • Более 13 лет успешной практики.
  • Правовое сопровождение гостиничных проектов любой сложности: от отельных сетей до хостелов.
  • Автор курса для отельеров в международном университете Swissam, Hotel Business Academy и HoReCa Training.
  • Спикер на Hotel Business Forum и других мероприятиях для отельеров, а также автор юридических рубрик в отраслевых изданиях для Horeca.

Что такое невозвратный тариф

Невозвратный тариф — это вид бронирования со скидкой. Его отличие в том, что гость не сможет потребовать возврат своих денег при отмене брони или незаезде без уважительной причины.

Невозвратный тариф в отеле: что изменилось в 2025 году и когда нужно возвращать деньги
По невозвратному тарифу гостю не возвращаются деньги, если он отменил бронь без веской причины

Отели и онлайн-агрегаторы давно предлагают туристам номера по сниженной цене без возможности вернуть деньги при отмене брони. Но в отличие от железнодорожных и авиабилетов, в объектах размещения это просто маркетинговый инструмент для стимуляции загрузки, не закрепленный законодательно. То есть все тарифы в российских отелях по умолчанию были возвратными.

Даже если гость оплатил номер по сниженной цене с пометкой «стоимость не возвращается», а потом отменил бронь, с юридической точки зрения отель обязан был вернуть деньги. В случае отказа гость мог обратиться в суд и закон был на его стороне.

Отелю приходилось возмещать средства за не оказанную услугу, за вычетом фактических расходов. Например, заказ диетического питания или украшение номера по особому случаю — это фактические расходы, за которые отель имел право удержать с гостя оплату. Упущенная отелем выгода из-за простоя номера в перечень таких расходов не входила.

Какие бывают типы бронирования

В российской гостиничной практике используется два типа бронирования: негарантированное и гарантированное. От типа бронирования зависит:

  • обязан объект размещения держать номер до приезда гостя или нет;
  • может ли объект размещения не возвращать оплату в случае незаезда.

Негарантированное бронирование происходит без предоплаты. Гость оставляет заявку на сайте отеля или агрегатора, но не подтверждает ее платежом. В таком случае отель удерживает номер только до определенного времени. Как правило, до 18:00 или 19:00 дня заезда, но у каждого отеля свои условия. Если гость не приехал до указанного времени и не предупредил о задержке, бронь аннулируется без каких-либо штрафов.

Некоторые гости бронируют несколько номеров в разных отелях, чтобы выбрать потом. В итоге они могут отменить брони в день заезда или просто не приехать. Шансы сдать номер в последний момент невелики, поэтому часто такие номера простаивают и отель терпит убытки.

Вице-президент РСТ и управляющий партнер Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин отметил, что гости отменяют бронь в 2-3% случаев. Это составляет около 20 млрд рублей. недополученной прибыли в год для объектов размещения и до 4 млрд рублей потерь для государственного бюджета от налога на прибыль.

Гарантированное бронирование происходит по частичной или полной предоплате. В этом случае отель обязан держать номер до расчетного часа суток, следующих за датой запланированного заезда. 

Если гость отменяет бронь позже времени, указанного в правилах бронирования, опаздывает более чем на сутки или вовсе не заезжает, отель вправе удержать стоимость проживания за первые сутки. Остальные деньги нужно вернуть (пп. а п.16 Постановления 1853 от 18.11.2020).

Что изменилось в 2025 году

В мае Госдума приняла законопроект, который позволяет вводить различные виды бронирования в отелях. В июне соответствующий закон подписал Владимир Путин. Информации о невозвратных тарифах в этом документе нет, но он дает право Минэкономразвития регулировать правила предоставления гостиничных услуг, в том числе — определять виды и условия бронирования.

Конкретные условия пропишут в подзаконном акте. Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что невозвратные тарифы в объектах размещения будут устанавливаться, как в авиаперевозках. 

Гости смогут бронировать номера дороже, но с возможностью отмены брони, или дешевле без права возврата денег. Размер невозвратной предоплаты может составить любой процент от стоимости проживания.

В правилах также может быть указана минимальная разница в цене номера по возвратному и невозвратному тарифу.

Как работает невозвратное бронирование:

  1. Гость бронирует номер на определенное количество ночей, заранее оплачивает его или гарантирует бронь банковской картой. 
  2. Заселиться в забронированный номер гость может вплоть до последних оплаченных суток. Отель не сможет сдавать этот номер другому постояльцу, в отличие от бронирования по возвратному тарифу. 
Невозвратное бронированиеВозвратное бронирование
Цена ниже из-за более строгих условийЦена выше
При отмене деньги гостю не возвращаютсяПри отмене деньги гостю возвращаются частично или полностью
В случае незаезда номер закреплен за гостем до последних суток брониВ случае незаезда через 24 часа отель может сдать номер другому постояльцу

Плюсы и минусы невозвратных бронирований для отелей и гостей

Главная цель легализации невозвратных тарифов — это защита интересов отельеров и их гостей. Рассмотрим, какие преимущества и риски могут быть у новых норм для обеих сторон туристического рынка. 

Плюсы невозвратного тарифа для отелей:

  • гарантия прибыли;
  • снижение риска незаезда и поздней отмены;
  • прогнозируемая загрузка;
  • снижение числа возвратов.

Минусы невозвратного тарифа для отелей:

  • прибыль ниже, чем при возвратном тарифе;
  • потеря гостей, которые не готовы оплатить номер заранее.

Главный плюс невозвратного тарифа для гостей — возможность сэкономить. Таким образом путешествия станут более доступными. Но выбирая невозвратное бронирование, гость должен быть четко уверен в своих планах. Иначе при отмене или незаезде он рискует потерять всю стоимость бронирования, потому что после изменений в законодательстве оспорить в суде уже не сможет.

Чтобы свести к минимуму возможные минусы невозвратных тарифов для себя и для гостей, отельеры должны корректно прописать правила и условия бронирования на сайте отеля, в модуле бронирования, в ОТА — на любом ресурсе, с которого гость может забронировать номер. Это позволит значительно снизить риск возможных конфликтов и работать в рамках закона.

Описание тарифов:

  1. Информация о типе бронирования: возвратное или невозвратное. 
  2. Правила бронирования и отмены: до какого времени можно отменить бронь, какая сумма будет удержана в случае отмены или незаезда.
  3. Когда нужно оплатить номер: во время бронирования или при заселении.
  4. Что входит в стоимость номера, а за что нужно доплатить. Все бесплатные и платные услуги должны быть перечислены. 
  5. Точные сроки заселения и проживания, действующие ограничения.
  6. Время заезда и выезда, возможность раннего заезда и позднего выезда с указанием цены.
  7. Какие документы нужно предъявить при заселении.

«Согласно новому проекту Постановления «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» сервисам бронирования необходимо будет указывать в подтверждении вид бронирования, которое выбрал гость. Это принципиальный момент, поскольку из-за неправильно заполненной формы подтверждения бронирования у отелей могут возникнуть гражданско-правовые риски. Для этого в систему нужно подгрузить простые формы, чтобы они были понятны для потребителя».

Модуль «Бронируй Онлайн» — это комплексный инструмент, в котором вы можете разместить всю необходимую информацию о бронировании и быть уверенными, что гости ее увидят и поймут. Это поможет вам избежать конфликтных ситуаций и получать больше бронирований.

Попробовать бесплатно

Должен ли отель возвращать деньги за отмену брони по невозвратному тарифу

Невозвратный тариф предусматривает, что гость не сможет вернуть оплату в случае отмены брони или незаезда. Это снижает финансовые риски отелей. Тем не менее в пресс-службе Минэкономразвития уточнили, что предлагают внести условия и порядок возврата средств в особых случаях, чтобы защитить туристов при форс-мажорных обстоятельствах.

Ситуации, когда отель должен вернуть деньги. 

  1. Болезнь гостя, члена его семьи или близкого родственника, включенного в бронирование,
  2. Болезнь члена семьи или близкого родственника гостя, требующая ухода с его стороны.
  3. Смерть члена семьи или близкого родственника.
  4. Введение режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, военного положения или режима контртеррористической операции. А также при объявлении «воздушной тревоги» (ракетной опасности) на всей территории Российской Федерации, в месте расположения средства размещения или в ином регионе, если это делает невозможным прибытие гостя в объект размещения или пребывание в нем.
  5. Призыв гостя или иных лиц, указанных в бронировании, на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Список уважительных причин для возврата денег будет опубликован в подзаконном акте, пока это проект. Еще один важный момент — все основания для возврата денег обязательно должны быть подтверждены документами. Предоставить их нужно в течение полугода с даты уведомления об отказе.

Невозвратные тарифы — не новый инструмент для отельеров, но только в 2025 году зашла речь о его правовой основе. С вступлением в силу новых норм объекты размещения смогут справедливо удерживать оплату в случае отмены брони или незаезда. Однако юридическая определенность не отменяет ответственности. Чтобы избежать споров и репутационных рисков, отелям важно корректно формулировать условия бронирования, указывать тип тарифа в подтверждении, знать перечень оснований для возврата средств. Таким образом, невозвратный тариф должен стать эффективным инструментом для повышения загрузки и финансовой устойчивости объектов размещения, но при условии грамотного его внедрения и внимания к интересам как самих объектов размещения, так и их гостей.

Подпишитесь на журнал «Дело отельера»

Первыми получайте новые статьи, кейсы и полезные материалы.

Бонус за подписку — экспертный отчет «Как сезон 2025 изменил рынок и на что делать ставку в 2026».